Если ваш ребенок только начинает осваивать шахматы и у него есть желание дома поиграть с вами, то вот некоторые советы, которые надеюсь, принесут вам пользу:
В начале совет общего характера – играя с ребенком, постарайтесь не выиграть, а сделать ничью. Можно и проигрывать, только не очень часто. Для этого:
- не стесняйтесь разменивать свои сильные фигуры на пешки ребенка
- бейте фигуры, которые ребенок ставит под бой (или не убирает после вашего нападения) только с 4-й попытки, при этом 3 раза намекните ему, что он сейчас может что-то потерять
- есть такой вид игры как шахматы с гандикапом. Например, вы снимаете с доски ферзя, а ребенок – пешку и т.д.
И хотя у вас будет гораздо меньше материала, вы можете сделать ничью разными способами – и вечным шахом, и уничтожив все пешки получите позицию с невозможностью поставить мат. И даже пат, как финал игры весьма неплох.
Наставление, которое нужно сказать ребенку в конце игры: «Прозевал – не проиграл». Психологически это очень важно, когда ребенок видит, что «зевки» и ошибки в отдельных ходах не обязательно приводят к поражению.
Для начинающих игроков в первую очередь необходимо решить 2-е задачи:
- осознание того, что фигуры по своей силе (стоимости) отличаются и весьма существенно
- увидеть геометрию доски. Ходы фигурами, кто на кого нападает (защищает) и т.д.
- Стоимость. Для справки: Король – бесценный, если потеряем его, то проиграем партию; Ферзь – 9 пешек; Ладья – 5 пешек; Слон – 3 пешки; Конь – 3 пешки; Пешка – 1 пешка (wink)
Для начинающих игроков выиграть материал гораздо важнее, чем поставить мат. Причем, дети 5-6 лет часто во время игры подсчитывают (пересчитывают) количество взятых фигур у себя и у соперника и оценивают позицию по принципу «У кого больше?». При этом сила фигур обычно значения не имеет. Если ребенок съел у соперника 4 пешки и при этом отдал за них 3 фигуры, то он все равно считает, что у него лучше (потому что Больше).
Акцентируйте внимание ребенка на моменте размена. Регулярно у него спрашивайте: «Если я сейчас своей ладьей (конем, ферзем и т.д.) съем твоего слона (ладью, пешку и т.д.), то кто от этого выиграет?» - Геометрия доски.
В процессе игры нужно разговаривать с ребенком следующим образом:
1 уровень – «Я вышел слоном и напал на твоего ферзя. Что будешь делать?»
2 уровень – «Я вышел слоном и нападаю. Твои действия?»
3 уровень – «Я нападаю…»
4 уровень – Играем молча.
Еще один способ – это игра в так называемые «поддавки». Правила простые – необходимо отдать сопернику все свои фигуры (короля тоже можно и нужно бить) и пешки. Если у вас в конце остались пешки, которые не имеют ходов – победа за вами. Если есть возможность одной (или несколькими фигурами) взять несколько фигур (пешек) соперника, то какая именно ваша фигура бьет какую именно его – выбор за вами. Но бить – обязательно.
Какие плюсы есть у этой игры?
Поскольку бить обязательно, то игра протекает форсировано и Гораздо быстрее обычных шахмат (что для начинающих очень важно). При этом, поскольку необходимо регулярно искать возможность подставлять под бой свои фигуры, то ребенок начинает лучше видеть геометрию доски и ходы фигурами. Особенно это относится к «длинным» ходам – ход слоном, ладьей, ферзем через всю доску.
Автор: Сергей Коваленко
Продолжение следует...